ylores (ylores) wrote,
ylores
ylores

Откровенный разговор о фестивалях авторской песни

Пролог

Жил-был небольшой народец, песенки слушал, сочинял, распевал. Свои традиции у него появились, взаимоотношения, представления, своя вера. Стали приходить к нему гости из других народов. Одни погостили да ушли. А другие говорили: «Как у вас все здорово!» - и оставались. Так народец стал расти, не то чтобы стал народом, но подрос. И еще в нем свои второе, третье, четвертое поколения появились. И стал он совсем открытым для всех, и всех привечал, кто им не брезговал – такие традиции. Им бы какую-нибудь формулу для пришельцев придумать, чтобы не принимать тех, кто в их веру не обратился. Да не придумали. И очень много гостей из других народов среди него поселилось, что стало их даже больше, чем небольшого народца.И стали пришельцы говорить: «Раз нас стало больше, то теперь вы должны нас развлекать и обслуживать. И вообще традиции у вас какие-то не те, вера не та, не тех людей чтите, не те песенки слушаете. Да и предки ваши не такие уж достойные люди!» А тут еще кое-кто из подросшего поколения стал соглашаться: «А действительно не такие уж замечательные у нас были предки, да и вера у нас какая-то архаичная, духу времени не соответствует. Мы-то и моложе и не хуже умеем, и вокруг много интересного у других народов». И стал народец превращаться в другой народ, т.е. исчезать. И задумались те, кто превращаться не хотел, что делать. Прогнать пришельцев и поздно, и традициям не соответствует, да и как определять, кто теперь свой, кто чужой. Им бы просто отселиться, но страшно: « И название свое отдать придется тем, кого больше, и маловато нас будет». При этом они совсем забыли, как их было мало в самом начале, и как они были интересны даже тем, кто их не любил.
Такова краткая история КСП. (пост из моего ЖЖ 2006 года).



Справка

      Так как предвижу множество реплик типа: «Да кто он такой этот Лорес! Непопулярный автор!». Отвечаю.
Я принадлежу этому небольшому народу с 1970 года, а люблю, читаю и слушаю поэзию и самодеятельную песню лет на десять дольше. Неудивительно, мне уже за 60. Да, я разговаривал и продолжаю разговаривать со своим небольшим народом с помощью стихов и песен. Но еще я ему служил все эти годы и буду продолжать по мере сил.  («Служить бы рад, прислуживаться тошно!»).
В 1976 был командиром куста (кто-то помнит, что это такое?) «Охотный ряд».
В 1980 организовывал семинар молодых (в то время) авторов.
В 1987 создавал Театр авторской песни, если не знаете, то «Первый круг» знать должны, если не иностранец среди нашего небольшого народца.
В 1993 – 1995 руководил Мастерской (курсами)  авторской песни при ГИТИСе (был такой эксперимент). Среди выпускников есть лауреаты и дипломанты и Грушинского фестиваля, и «Петербургского аккорда», и других.
В 1997 совместно с детско-юношеской школой «Журавлиная родина» (Сергиев Посад) поставил спектакль по произведениям М.Анчарова, Б.Окуджавы, А.Галича и Ю.Визбора.
Многочисленные мастерские, мастер-классы, жюри… И не всегда за деньги, кто бы что не говорил.
На Грушинском впервые был в 1977, участвовал в конкурсе. Потом в 1979, в конкурс не пошел.
Потом только в 1992 – не было ни средств, ни времени. Все 90-е ездил нерегулярно, потому что почувствовал: что-то изменилось. Хотя и мастерские вел, и в жюри и 2-го, и 3-го тура был. И все это бескорыстно. Даже затраты на проезд мне возместили только два раза из пяти, и это был не Грушинский клуб – организатор фестиваля. В 2000 я в последний раз пел с Гитары. В 2002 – отказался. Тогда же окончательно понял, что фестиваль стал чужим и решил больше не ездить (это было еще до раскола).
В этом году меня пригласили на «Платформу», точнее, на 25-летие Кольского бугорка и чтобы вести мастерские там же. Отказывался, но пришлось два раза спеть на 3-й сцене и на Гитаре.



Платформа 2013
(только факты)

        - 18 официальных сцен (не знаю, сколько неофициальных, говорили, что еще 6).
-  при этом сцен, где авторской песни уделялось бы больше 60 процентов времени – 4.
- о поэзии и вовсе молчу.
-  показалось, что все без исключения сочиняющие, поющие, перебирающие, ударяющие и дующие, кроме тех сцен, куда были званы, предлагают себя, чтобы выступить на максимальном количестве сцен, поэтому зрителям можно от своей стоянки никуда не перемещаться: все исполнители придут сами.
  - перед Главной сценой (3-я), которую организаторы назвали сценой им. Ю.Визбора, на вечернем концерте в пятницу – 1 тыс. человек, в воскресенье (после 21.30 – не знаю) – 30 (не тысяч) человек.
   - на Горе – треть приехавших на фестиваль, на Поляне – две трети.
   - не только некоторые авторы и исполнители жили на одном фестивале, а пели на другом или на обоих, так же поступали и некоторые конкурсанты.




Размышления

   «Платформа» - действительно  мульти-форматный музыкальный (правда, без классической музыки) фестиваль, как его и позиционируют организаторы. Доля авторской песни в нем не более 10 процентов и будет сокращаться, а классическая музыка не появится никогда. Такое направление выбрали организаторы, по крайней мере, на сегодняшний день. Это их право. Небольшой народ, о котором я говорил в начале, ездит не на «Платформу», а на свое старое место, где еще можно встретить прежних друзей. Народу этого не больше 10 процентов, т.е. столько же, сколько авторской песни. Все справедливо. Не будет этого народа на «Платформе» и авторской песни не будет. Не для кого.
    «Платформа» - действительно мульти-фестиваль, фестиваль фестивалей, сколько сцен, столько и фестивалей, чем справедливо гордятся организаторы.  Чем больше сцен, тем разобщенней.  Разновкусица не есть свобода выбора. В таких условиях не мог бы появиться ни Визбор, ни Высоцкий, ни Галич, ни Окуджава, ни даже Пушкин. Это путь к стенке на стенку.
Авторская песня не живет в разобщенной среде.
    Если кто-то скажет, что на «Платформе» звучит авторская песня, но другая, новая, современная, 21-го века, я отвечу: не лукавьте.  Когда я слушаю музыку А.Шнитке или Э.Денисова, я понимаю, что она другая и очень отличается от музыки Баха, Моцарта, Бетховена, но я также слышу, что корни этой другой музыки там: в Моцарте, Бетховене и т.д. Когда я слушаю многое из того, что называют современной авторской песней, я не вижу никакой связи с Окуджавой, Анчаровым, Галичем, Визбором и т.д. Более того, очень часто слышу, что это всё, мол, устарело и пора выбросить, «скинуть с парохода современности». Что ж, временное всегда прикидывается современным, а вечное – старомодным. А суть в том, что т.н. современная авторская песня растёт из других корней, не из Визбора, Окуджавы и т.д.
    Вывод у меня простой: авторская песня фестивалю «Платформа» не нужна, её скорее терпят, чем принимают, или используют как прикрытие (ширму) в войне с Фёдоровскими лугами.
   Только не подумайте, что съездив на «Платформу», я стал сторонником Грушинского клуба (Фёдоровских лугов). Туда я решил больше не ездить ещё в 2002. Зная вкусы авторитарного Б.Р. Кейльмана, я окончательно понял, что на Грушинском фестивале будет поддерживаться  только один из 4-х «потоков авторской песни» (по В.Ланцбергу) – эстрадный. Прочие «потоки» будут игнорировать или терпеть.   Я не буду обосновывать это. Ответьте себе сами на три вопроса. В каком году В.Ланцберг перестал петь для Горы? Почему 2-й канал покинул Грушинский фестиваль? Возможна ли на Фёдоровских лугах сцена «Азия +» (не на словах, а на деле и надолго)?
На рубеже 70-80-х в нашей среде стали популярны выражения: «КСП – это не клуб, а образ жизни», «главное не песня, а общение». Для обоих самарских фестивалей главное не «наша песня» (по Галичу), а … сам фестиваль, количество (любого) народу, бренды и т.д., и т.п. Как сказал мне один росконцертовский администратор в 1987 во время стадионных бардовских концертов: «А мне все равно, с каким жанром работать, лишь бы зал заполнялся. Сегодня на бардов идут, завтра…».  О самой  песне мы когда-нибудь задумаемся?  По бардам легко увидеть любят ли они «искусство в себе» или свое место под солнцем? А по организаторам?
Грушинский фестиваль более 40 лет – флагман бардовского движения в стране. По образу и подобию Грушинки проводится множество фестивалей в стране.
Ну, и куда завели?


  






 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 365 comments